top of page

ВЫПУСК 5


История мысли: Русская мыслительная традиция. Вып.5 / Под ред. И.П. Смирнова. М.: Вузовская книга, 2009.

В качестве междисциплинарного издания, посвященного изучению русской мыслительной традиции, «История мысли» постепенно занимает собственную нишу в отечественном интеллектуальном пространстве. В свое время Ричард Рорти предъявлял истории мысли ироничный упрек в том, что она служит «формированию канона» национальной культуры: решает, «какие вопросы связывают нас с нашими предками», помогает нам осознать «факт нашего нахождения в пути». Что ж, пожалуй, стоит согласиться с трактовкой американского ученого. Только отдавая себе отчет в том, на каком пути мы находимся (иначе говоря, внутри какой традиции), и можно надеяться на осмысленный шаг вперед. Являясь приверженцем и пропагандистом интеллектуальной истории, Ричард Рорти вместе с тем признавал, что без «канона» тоже нельзя обойтись.

«Интеллектуальная история изучает исторические аспекты всех видов творческой деятельности человека, включая ее условия, формы и результаты», – так определяется суть этого чрезвычайно интересного и влиятельного направления в его главном органе в нашей стране, журнале «Диалог со временем». Историко-мыслительный подход, с одной стороны, избирательнее, но, с другой стороны, шире. Не углубляясь специально ни в историю повседневности, ни в психоаналитические аспекты микроистории, ни в разработку массовых источников по ментальности, история мысли заостряет внимание на тех чертах в концептуальных произведениях русских историков, философов, экономистов, литераторов, которые, собственно, и делают их русскими, отличают присущий национальной культуре оригинальный «стиль ума» (К. Леонтьев), дают представление о ее аксиологии и ценностном самоопределении.

Показать разнообразие вариантов, в которых может быть реализована история мысли, призвана новая рубрика «Историки русской мысли». В ней будут размещаться материалы о разноплановых, принадлежащих различным дисциплинам авторах с разным видением русской мысли и разным отношением к ней.

Как отмечено в одной из рецензий на наш альманах, «нельзя отдельный выпуск рассматривать вне логики всех». Преемственность проблематики сохраняется и в этот раз. Исследование В.А. Нехамкина о контрфактическом моделировании полемизирует с ранее опубликованной статьей А.В. Бочарова. Статья автора этих строк о близости русской мысли и немецкого романтизма корреспондирует с работой Г.–Г. Нольте о схожих чертах двух мыслительных традиций в целом. Кстати, в дальнейших планах редакции самостоятельная рубрика по историко-мыслительной компаративистике. М.Г. Покидченко анализирует русскую экономическую мысль, но выходит на общие вопросы функционирования национальной мысли, в сущности предлагая методологический обзор предыдущих номеров альманаха. Во второй раз повторяется рубрика «Полюса русского сознания», посвященная вполне традиционной идее бинарности отечественной мысли. Только на этот раз известные «полюса» не разведены по отдельным статьям, как прежде, а сведены вместе в каждой из статей.

Яркое эссе Ф.И. Гиренка нестандартным жанром и импрессионистской манерой перекликается с вышедшим в прошлом выпуске эссе Г.Д. Гачева, о безвременном уходе которого мы глубоко скорбим. Как мы знаем теперь, та работа оказалась одной из последних для Георгия Дмитриевича.

ИСТОРИКИ РУССКОЙ МЫСЛИ

ИСТОРИОГРАФИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ

ПОЛЮСА РУССКОГО СОЗНАНИЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РУССКОЙ МЫСЛИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ


Облако тегов
Тегов пока нет.
bottom of page